ФОРУМ Контакты Реклама на сайте
  
   Главная | Достала реклама! | Не так страшна реклама?



Психолог Елена Иванова поговорила с детьми и взрослыми о том, что такое телереклама, зачем она нужна (и нужна ли), какие рекламные ролики любимы, а какие - нет. Результаты получились довольно интересные. Вот что у нее получилось.


Галя, 6 лет, подготовительная группа детского сада:

Реклама - это когда показывают разные хорошие товары, чтобы их покупали. Но иногда показывают и плохие товары. Ну, чтобы просто получить больше денег. Мне не нравится, когда рекламу показывают во время кино - тогда я сержусь.

 

Марьяна, 6 лет, подготовительная группа детского сада:

Мне реклама некоторая нравится, а некоторая не нравится. Но вообще, наверное, это плохо, потому что мой дедушка всегда начинает ругаться. Особенно когда про прокладки.

 

Катя, 6 лет, подготовительная группа детского сада:

Мне реклама не нравится, но может быть, она кому-нибудь нужна? Ну, чтобы знать, что купить.

 

Наталья, воспитательница детского сада: Р

еклама помогает сориентироваться в большом количестве товаров. Моя мама (пенсионерка) говорит, что из телевизионной рекламы она узнает, как именно спросить тот или иной товар в магазине. Плохо то, что она (реклама) навязчива. Как влияет на детей? Еще года 2 назад они бесконечно ее цитировали, а сейчас - довольно редко. Наверное, уже неинтересно. Но помнят многое. Вот бы и стишки так.

 

Саша, 10 лет, школьник:

Реклама бывает хорошей и плохой. Некоторая смешная - про памперсы, некоторая дурацкая - про олвейс (задолбали! Каждый день показывают!). Специально не запоминаю, но вот только: "Велла - нежный уход, чистота и комфорт". Раздражает, когда посреди фильма рекламу включают! Хочется досмотреть или на видик записать, а она мешает! Вообще, не знаю, хорошо это или плохо. Но кому-то, может, и надо.

 

Алексей 19 лет, учащийся судостроительного техникума:

Реклама плоха тем, что навязывают то, что тебе и не надо. Не знаю, может быть, в подсознание влезает? Бывает так, что у человека совсем мало денег, а он вдруг покупает какую-то ненужную вещь. Потом думает: "И зачем я, дурак, это купил!"

 

Елена, 40 лет, преподаватель английского языка:

Реклама - это не просто форма цитирования, это часто - формула внушения (если она, конечно, сделана профессионально). Она страшна тем, что не просто засоряет сознание, а действительно меняет человека, так как навязывает ему определенный образ жизни.

 

Татьяна, 42 года, инженер:

Мне реклама не мешает: не вижу и не слышу - все равно, есть она или нет. Сын запоминает все подряд и цитирует (особенно про прокладки), хотя в последнее время гораздо меньше.

 

Маргарита Алексеевна, 62 года, пенсионерка:

Есть легкие фильмы, фильмы-боевики, различные шоу, передачи, носящие развлекательный характер. В этом случае реклама не приносит большого вреда, тем более что есть просто замечательные ролики (например, реклама кормов для собак и кошек). Кстати, эту рекламу можно замечательно вписать в программы типа "В мире животных", "Живая природа" или "Дог-шоу". Но вот в День поминания погибших транслировался замечательный фильм "В бой идут одни старики". Святой фильм. Реквием по всем погибшим на войне молодым ребятам (точнее, во всех войнах и во все времена).

 

И когда такой фильм прерывается рекламой!.. Это - надругательство над памятью погибших, над святыми чувствами тех, для кого эта боль на всю жизнь.

 

Анатолий Иванович, пенсионер:

..! ... .... !! ...!!! (Нецензурно.) Нужны ли к этим высказываниям комментарии?

 

Если говорить о влиянии телевизионной рекламы на детей, то кажется, все благополучно. И родители, и воспитатели говорят о том, что дети меньше и реже ее цитируют. А как нас умиляют и веселят порой тексты, как радует количество запомненного и продекламированного ребенком: "Это же развивает память! Вот бы и стишки так!" Здесь, наверное, пора включиться психологу.

 

Что заставляет ребенка цитировать рекламные тексты? Конечно, забавляет игра слов. Но всегда ли мы цитируем то, что хотим цитировать? Нередко бывает так: в голове засела строчка из песни, случайная фраза (обычно нечто рифмованное) и крутится, мешая сосредоточиться. Очень хочется избавиться, но не просто бывает это сделать.

 

Известно, что ребенок - сам себе психотерапевт. Он не любит, точнее, не умеет носить в себе то, что мешает (будь то эмоциональный или информационный негатив), он не склонен особо сдерживать себя в проявлении эмоций. Проговаривая засевшие фразы, ребенок избавляется от этой занозы, сводит опасность информационной перегрузки к минимуму. Так ребенок очищает свою психику, но не избегает воздействия рекламы как таковой.

 

Если же говорить о развитии памяти, то надо уточнить, о каком виде памяти идет речь. Запоминая стихи, содержание глав и параграфов, мы заставляем работать произвольную память, то есть запоминаем то, на что обратили внимание, то, что интересно или просто чем-то мотивировано. В то же время в нашем опыте содержится шелест листвы, урчание холодильника, шум проехавшей машины (мы даже не всегда это осознаем) - это уже работа непроизвольной памяти. Когда мы говорим о развитии, то имеем в виду именно произвольную память, а вот загружение лишней смысловой информацией памяти непроизвольной становится скорее фоновым засорением и не только препятствует развитию памяти, но может привести к смысловым нарушениям и даже нарушениям процессов мышления. Профессор Платонов в одной из своих популярных книг, рассуждая о необходимости забывать, чтобы избавить память от перегрузки, рассказывает об одном пациенте психиатрической клиники, который утратил эту благодатную способность. "Этот больной был завален воспоминаниями и не мог выразить ни одной собственной мысли. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколько дней назад большие газетные статьи, смысла которых не понимал. И в то же время не мог пересказать своими словами даже простую детскую книжку." А ведь ежедневное многократное повторение одних и тех же текстов с экранов и направлено на то, чтобы не дать нам забыть. И тогда наше мудрое сознание находит другой способ защиты. Оно просто отбрасывает лишнюю информацию на самую дальнюю полочку (чтобы не мешала), и мы начинаем воспринимать те самые "формулы внушения" как шум ветра (помните у Жванецкого: "И что за радиация такая? А мы ее не чувствуем!"). Просто теперь мы твердо знаем, какая жвачка лучшая и какой шампунь спасет нас от перхоти (даже если и уверены, что это не так).

 

Новая симпатичная, очень "дружелюбная" реклама уже не вызывает отторжения (мы привыкли), а значит, быстрее достигает цели. Цель же - внедрение в наше сознание и навязывание образа жизни, образа мыслей, образа действий. Это ли не программирование, а если быть точнее - зомбирование?

 

Перейдем к восприятию. Что бы вы сказали, если бы в картинной галерее вам показывали, ну скажем, Джоконду по частям: "Вот рука, вот вторая... Да, кстати, а знаете ли вы, что лучший порошок - порошок N? Он так заботится о ваших руках!.. А вот и знаменитая улыбка... но ваша сделается еще загадочнее, если вы будете пользоваться зубной пастой N" и т.д. Ну так что у нас с восприятием? Удалось насладиться любимым полотном? Эмоциональное включение в атмосферу хорошего фильма требует от нас некоторого напряжения, эмпатической настройки. Но сколько бы мы ни настраивались, все равно придется перестраиваться еще раз пять (по количеству рекламных пауз). Какая уж тут целостность восприятия!

 

Но, кроме нарушения целостности восприятия, есть более серьезные вещи. На мой взгляд, преступным является включение в детские фильмы очень взрослой рекламы. Вспоминаю возмущение одной мамы, ребенок которой после просмотра фильма "Пятнадцатилетний капитан" выяснил назначение презервативов! (Впрочем, в свете последних решений относительно всеобщего раннего сексуального образования, может, оно и в самый раз.) И не менее преступным (если не более) - разрушение фильмов, дорогих нашим старикам. Это ведь не просто оплевывание того, что для них свято, это и воспитание в молодых равнодушия, цинизма.

 

Наверное, если отследить динамику эмоционального состояния и кровяного давления у представителей старшего поколения до и после просмотра рекламы, прерывающей их любимые фильмы, то можно было бы, при наличии у нас мании преследования, найти в этом чей-то злой умысел, а без таковой - просто душевную черствость и недомыслие.

 

Теперь психолог, вероятно, должнен дать рекомендации, как же защитить себя, детей и стариков от этой информационной и психологической экспансии? Что ж, получите.

 

Рекомендация 1: НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕВИЗОР!

 

Посоветовав такое, рискую услышать обвинения в мракобесии от людей молодых (для них телевизор действительно один из самых современных и динамических источников информации) и в безжалостности от людей пожилых (для них это, может быть, один из немногих способов общения с миром). Что ж, решайте сами. Во всяком случае реклама - это не самое опасное из того, что можно получить с экрана.

 

Рекомендация 2: КУПИТЕ ВИДЕОМАГНИТОФОН.

 

А теперь мне достанется от тех, для кого это немыслимая роскошь. И они будут правы! Если выполнить рекомендацию 2 невозможно, вам остается обратиться к рекомендации 1 и тем самым сохранить те нервные клетки, которые вы губите, ежедневно созерцая роскошную рекламную жизнь по телевизору.

 

Если же рекомендации вам не нравятся, терпите! Ведь телевизионная реклама - это, к сожалению, единственный способ сохранения бесплатного телевидения. В случае отказа от нее придется платить нам с вами.

 

Рекомендации 1 и 2 предназначены пассивным. Если же вы человек активный, предлагаю вспомнить, что в любом демократическом обществе (и даже в нашем) существует система защиты прав потребителя. Наверное, с ее помощью следовало бы в законодательном порядке принять положение если и не ограничивающие рекламное время, то хотя бы дифференцирующее рекламную информацию в зависимости от уровня и направленности программ и фильмов, в которые ей предстоит внедриться

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

00:41 "Всплывающие окна" создают фиктивных посетителей
00:34 Лужков взялся за рекламу
00:26 Запрещено использовать имя Майи Плисецкой
00:20 Объем рекламы алкоголя в США вырос на 34% за 5 лет
00:05 Война с грязными пятнами


ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
05 июня
Valverde: I will adapt to Barc
18 января
Политики во всей красе
21 декабря
Рекламная выставка. Бывает ли?
21 декабря
Реклама - двигатель прогресса...
19 августа
Теперь получить огромную скидку
11 мая
Новогодняя ночь
23 апреля
Тайд


СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
Наказывать нарушителей Закона "О рекламе" теперь станет проще
Напомним, что новая редакция закона о рекламе вступила в силу 1 июля 2006 года.

Рекламный прием
В нынешнем году таким же рекламным приемом воспользовались компании Danone и Braun

КАКАЯ БЫВАЕТ РЕКЛАМА
vivat специалисту…
И ведь они дают. Мудрые визажисты и косметологи с удовольствием,

Смешные деньги
Большей «оборотностью» обладает только продукция компании Disney

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Новое на сайте:

Смешная реклама Креатив Смешные ролики Рекламные технологии Реклама и PR Рекламная эффективность История рекламы Скрытая реклама Теория потребительского поведения Психология рекламы Манипуляции сознанием Пропаганда Недобросовестная реклама Законы рекламы Ночь пожирателей рекламы Голая правда Технологии PR Рекламные кампании

Поиск по сайту | Реклама на сайте | Контакты | Карта сайта | Он-лайн конференция
АНТИРЕКЛАМА.ru – анализ рекламных кампаний и акций
Rambler's Top100