ФОРУМ Контакты Реклама на сайте
  
   Главная | Психология рекламы | Наши Маски…



В известном американском фильме «Маска» герой Джима Кэрри, тихий, скромный служащий, находит старинную маску. Когда он прикладывает ее к лицу, она внезапно прирастает к нему. Он срастается с ней и становится другим человеком! Авторы фильма очень точно подметили этот психологический феномен.


Маска позволяет герою Кэрри избавиться от всех своих комплексов, осуществить свои тайные мечты. Она дает ему ощущение свободы и безопас¬ности, так как его реальное лицо скрыто от глаз публики.

Думаю, что и в политике имеет место тот же феномен срас­тания политика со своей маской, со своим имиджем. По­этому разделить их невероятно сложно, а подчас просто невозможно, так как маска прирастает навсегда. Например, М. Горбачев психологически до сих пор не вышел из роли Президента СССР. Поскольку он таковым давно не являет­ся, он имитирует свое президентство. Об этом свидетель­ствуют его бурная общественная деятельность на Западе, его манера речи, образ мышления.

Другое дело, что есть маски, так сказать, одноразовые, создаваемые под конкретную ситуацию. Вот их-то и надо непременно срывать, поскольку задачи, которые преследу­ют их изготовители, чисто манипулятивного свойства. Для наглядности проведем аналогию с Фантомасом из одно­именного французского фильма. У Фантомаса была серая маска, которая словно приросла к его лицу, — ее он никогда не снимал. Но помимо нее он пользовался множеством других масок, когда хотел походить на кого-то из своих жертв в чисто манипулятивных целях. А серая маска стала его истинным лицом! Приблизительно так же обстоит дело и с имиджем политиков. Есть основной, базовый имидж, ко­торый навсегда «прилипает» к политику. И есть набор определенных ролей, которые лидер играет исходя из требований конкретной ситуации. Именно они являются «виртуальным те­лом» политика, фантомом, который исчезает, как только отпа­дает в нем надобность. Именно здесь скрыты огромные воз­можности для манипулирования людьми.

Сегодня большой популярностью в среде психологов и избирательных технологов пользуется техника НЛП (нейро-лингвистического программирования). Подобно многим другим технологиям, НЛП может использоваться как для распознавания манипуляций, так и непосредственно для манипулирования.

Один из лидеров этого направления, Р. Бэндлер, считает, что «большинство людей не пользуются собственными мозгами активно и продуманно»11. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если человек не пользуется своими моз­гами, то всегда найдется человек, который сделает это за него. Правда, сделает это в своих интересах. Други­ми словами, наша «умственная бесхозяйственность» откры­вает для манипуляторов широчайшие возможности. И не их вина, что мы позволяем собой манипулировать.

В НЛП различают три вида репрезентативных систем: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Одна из этих систем у людей, как правило, бывает преобладающей: одни люди лучше видят картину воображаемой цели, другие — слышат, а третьи — ощущают. По предикативным словам и внешним признакам можно определить ведущую репре­зентативную систему человека. Если вы хотите его в чем-то убедить, то создатели НЛП рекомендуют копировать поведение собеседника, разговаривать с ним на его «языке». Допустим, к примеру, если вы принадлежите к кинестети­ческому типу, а ваш партнер — к аудиальному, то вам необ­ходимо сознательно перестроиться на аудиальный лад. Этот прием называется «отзеркаливанием» и применяется не только в межличностных взаимоотношениях.

 

Предикативные слова и фразы в НЛП

 

Предикативные слова

Нейтральные

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

воспринимать

видеть

слышать

чувствовать

понимать

смотреть

звучать

трогать

думать

казаться

гармонично

схватывать

узнавать

озарило

настроиться

ускользать

решать

предвидеть

навострить уши

задержать

мотивировать

ясно

тихо

выбросить

изменять

туманно

глухо

повернуться

и т. д.

и т. д.

и т. д.

и т. д.

 

Предикативные фразы

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Ни тени сомнения

Выражать себя

Держать себя

Взгляд сверху

Ясно выраженный

Прочная основа

Туманный вид

Описать в деталях

Горячий спор

С глазу на глаз

На слуху

Горячие головы

Расширить перспективу

Шепнуть на ушко

Сидеть в печенках

Смутная идея

Придержать язык

Вверх ногами

В свете этого

Пустой разговор

Выскочило из памяти

и т. д.

и т. д.

и т. д.

Так, Э. Роббинс считает, что «все выдающиеся лидеры сильны во всех трех репрезентативных системах. Мы обыч­но доверяем людям, которые симпатичны нам на всех трех уровнях и от которых исходит ощущение цельности: все три аспекта их личности выражают одно и то же»13. По мнению Э. Роббинса, подобная «цельность» была присуща R Рейгану.

Основной смысл копирования, подстраивания под со­беседника заключается в том, чтобы в определенный момент незаметно перехватить инициативу, и тогда «ваш партнер, сам того не замечая, начинает следовать за вами»14. В ре­зультате подобной изощренной манипуляции человек по­падает в подчиненное положение, порой сам того не ведая. Э. Роббинс считает, что «лидерство должно есте­ственно вытекать из перехвата инициативы»15.

Подобный «перехват инициативы» пытаются осуще­ствить и политики. Оратор сначала входит в контакт с ауди­торией, сливается с ней, а уж потом начинает завладевать ею и направлять общение в нужное ему русло. С. Московичи так описывает этот процесс: «Нужно, чтобы вождь был непосредственным, как и актер. Он выходит из своего ду­ховного пространства, чтобы сразу погрузиться в духовную жизнь публики. Обольщая толпу, он обольщает самого себя. Он действует в унисон с массами, воскрешает их воспоми­нания, озаряет их идеалы, испытывает то, что испытывают они, прежде чем повернуть их и попытаться увлечь своей точкой зрения»16. Эта техника не является каким-то новым открытием. Ею пользовались интуитивно вожди, ораторы, полководцы во все времена. Но технологии, подобные НЛП, позволяют сознательно овладеть этой техникой людям, ко­торые не обладают от природы необходимой для этого интуицией, «чувством аудитории» и т. д. Другими словами, манипулятивные приемы становятся доступны практически любому человеку, испытывающему необходимость в их при­менении. Отсутствие таланта подменяется четко отработан­ными алгоритмами действий. Собственно в этом и состоит суть избирательных технологий, которые компенсируют, как выразился Э. Роббинс, «коммуникативную неуклюжесть» кандидатов.

 

 


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

00:41 "Всплывающие окна" создают фиктивных посетителей
00:34 Лужков взялся за рекламу
00:26 Запрещено использовать имя Майи Плисецкой
00:20 Объем рекламы алкоголя в США вырос на 34% за 5 лет
00:05 Война с грязными пятнами


ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
05 июня
Valverde: I will adapt to Barc
18 января
Политики во всей красе
21 декабря
Рекламная выставка. Бывает ли?
21 декабря
Реклама - двигатель прогресса...
19 августа
Теперь получить огромную скидку
11 мая
Новогодняя ночь
23 апреля
Тайд


СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
Наказывать нарушителей Закона "О рекламе" теперь станет проще
Напомним, что новая редакция закона о рекламе вступила в силу 1 июля 2006 года.

Рекламный прием
В нынешнем году таким же рекламным приемом воспользовались компании Danone и Braun

КАКАЯ БЫВАЕТ РЕКЛАМА
vivat специалисту…
И ведь они дают. Мудрые визажисты и косметологи с удовольствием,

Смешные деньги
Большей «оборотностью» обладает только продукция компании Disney

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Новое на сайте:

Смешная реклама Креатив Смешные ролики Рекламные технологии Реклама и PR Рекламная эффективность История рекламы Скрытая реклама Теория потребительского поведения Психология рекламы Манипуляции сознанием Пропаганда Недобросовестная реклама Законы рекламы Ночь пожирателей рекламы Голая правда Технологии PR Рекламные кампании

Поиск по сайту | Реклама на сайте | Контакты | Карта сайта | Он-лайн конференция
АНТИРЕКЛАМА.ru – анализ рекламных кампаний и акций
Rambler's Top100